4 музыкальных северных этноинструмента саамов
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

4 музыкальных северных этноинструмента саамов

07 апреля 2022

Рубрики:

Культура
07 апреля 2022
4 музыкальных северных этноинструмента саамов

Музыкальная культура саамов уникальна. У жителей Кольского полуострова есть свои инструменты и песни, которые, несмотря на некоторое сходство, всё же имеют отличия от других коренных северных народов. «Город Онлайн» разбирался, на чём играют саамы и какую музыку создают.

Бубен

 
Без бубна трудно представить любой коренной народ Севера, поэтому этот музыкальный инструмент смело можно назвать главным. Под него шаманы-нойды общаются с духами, поют песни, совершают обряды и ритуалы.

Все бубны изготавливаются примерно по одной технологии, но саамский имеет определённое отличие: его мастерят из цельномассивной древесины, чаще всего из берёзового капа — нароста на дереве круглой формы. На него пришивается оленья кожа: у бубна из толстой кожи звук будет глухой, но мощный, в то время как у бубна из более тонкой кожи звук получится тише и мелодичнее. Сверху наносятся рисунки.

Надежда Фенина, художник-ремесленник, писательница, поэт:

«Каждый нойд наносил свои рисунки в зависимости от того, что ему подсказывали духи. Часто на них можно встретить тему мироздания, например, четыре стороны света. Огромное количество этих изображений с описанием и значением сохранилось в Тартуском музее в Эстонии».

бубен.jpg

Шувва

 
Шувва (хувва — на другом диалекте) переводится как «ветерок», «шум ветра». Это деревянная продолговатая продырявленная с двух сторон, как пуговица, дощечка, пронизанная ниткой. Если растянуть её между двумя руками и начать сильно скручивать и раскручивать, то она начнёт жужжать.

Выступает как музыкальным, так и шаманским рабочим инструментом. С его помощью можно проверить ауру, внутренние органы, как на УЗИ аппарате. Шаман подносит шувву к разным частям тела. Считается, что с тем органом, возле которого звук поменялся, что-то не так. Нойды хорошо слышат разницу в звучании.

Шувва считается мощным инструментом, под который поют и читают заговоры. А если смастерить такой для маленьких детей и объяснить им, как пользоваться, что несложно, то она будет служить не только игрушкой, но и предметом, помогающим развить мелкую моторику и координацию движений у ребёнка.

ветерок.jpg

Хомус

 
Это саамское название музыкального инструмента, более известного большинству как варган. Выглядит как деревянная дощечка, которую следует хорошо выстругать, чтобы при использовании не посадить занозу в губу или в руку.

Ширина должна быть удобной для поднесения ко рту. Внутри — язычок, который приводят в движение пальцем, ладонью или дёрганием за нитку. Звучание зависит от артикуляции и силы дыхания.

Екатерина Коркина, саамский писатель, поэт, педагог, певунья:

«Одну нашу бабушку звали так же, как и этот музыкальный инструмент, — Хомус. Она на нём играла. Я как-то попыталась сыграть, но у меня не получилось. Для этого дыхание должно быть сильным, это очень тяжело».

хот.jpg

Погремушка

 
Это ещё один важный для нойда инструмент, с помощью которого он связывался с духами: их звучание помогало исцелять, а также сопровождало процесс перехода из одной реальности в другую.

Погремушки, а также различные жужжалки и шумелки делали буквально из подручных материалов, например, из кожи оленей, оленьих рогов, рыбы или растений.

Екатерина Коркина, саамский писатель, поэт, педагог, певунья:

«В наши края однажды попадал такой инструмент, как лира. Один воин заблудился после побоища и, пока приходил в себя, играл на инструменте, который был у него с собой, — лире. Некоторые наши тоже научились им пользоваться. Так появился эстонский и финский музыкальный инструмент „кантеле“. Это слово напоминает саамское: „кант“ — это «пятка и подножие горы». Получается, как „пятка у горы“».

погремушка.jpg

Йойки

 
Традиционные песни саамов делятся на личные (их за жизнь может быть несколько) и ситуационные — привязанные к конкретному занятию, например, к дороге, перегону оленей. У ловозёрских саамов есть специальные песни про жениха или будущую женитьбу.

У песен особый ритм. Тексты в основном строятся за счёт глаголов. красивые слова на протяжении песни повторяются. Формы ловозёрских йойк, как и всех групп восточных саамов, схожи со структурой вепсских и карельских причитаний, однако для них характерны более простые формы построения. Чаще всего йойки исполняются а капелла, но иногда и под звучание бубна.

Схожие, но не одинаковые

 
Музыкальные инструменты коренных народов Севера похожи друг на друга и в то же время отличаются. Например, бубны есть у всех, но изготавливаются они из разных материалов. Варган, который у саамов Кольского полуострова называется «хомус», производится не из металла, а из дерева. Саамская шувва у тундровых ненцев носит название «вывко». Более того, саамы пользовались именно такими музыкальными инструментами по определённым причинам.

Екатерина Николаевна Коркина, саамский писатель, поэт, педагог, певунья:

«Наши люди предпочитали жить в вежах — это небольшое помещение, — чтобы легче было убегать от разбойников, которые в то время ходили массами, убивали и сжигали всё подряд. Домов, пока не придумали более прочной защиты, не строили. Чтобы не привлекать внимание разбойников, звуки надо было скрывать. Только бубен звучал громко, но это было дело самого нойда, как им пользоваться. Остальные инструменты были устроены так, чтобы их было слышно двум-трём людям, сидящим рядом. Этого было достаточно».

Обложка:
Погремушка из оленьих рогов

Рекомендации

Оленья тропа, горы и медвежья берлога. Гид по Лапландскому заповеднику