«Оленное счастье», «колдовское» сватовство и рукобитье: гид по свадебным традициям саамов
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

«Оленное счастье», «колдовское» сватовство и рукобитье: гид по свадебным традициям саамов

09 августа 2022

Рубрики:

Культура
09 августа 2022
«Оленное счастье», «колдовское» сватовство и рукобитье: гид по свадебным традициям саамов

Саамы (которых иногда ещё называют «лопари» или «лапландцы») — малочисленный финно-угорский народ, представители которого проживают в Норвегии, Швеции, Финляндии, на Украине и, конечно же, в Мурманской области. Причём в России их численность из века в век практически не меняется, колеблясь между 1500 и 2000 человек.

9 августа отмечается Международный день коренных народов мира. В честь этого портал «Город Онлайн» решил рассказать об этом северном народе, собрав его свадебные традиции.

«Оленное счастье» и разница в возрасте

 
В конце XIX — начале XX веков браки устраивали родители. Именно в их зоне ответственности было решить вопрос свадьбы и подбора партии для своего ребёнка, хотя параллельно с этим несогласие молодых людей соединять свои судьбы учитывалось и зачастую даже играло решающую роль. Считалось, что жениться (или выходить замуж) лучше на ком-то из другого погоста (браки у саамов разрешались не ближе, чем в четвёртом колене).

При сватовстве большое внимание обращали не только на достаток семьи, но и на то, сколько оленей было у потенциальной невесты. Это связано с тем, что обычно после рождения саамскому малышу дарили несколько оленей, которые становились его собственностью, превращаясь в «оленное счастье». Если у девушки было много этого самого «счастья», то ей было в разы проще найти себе жениха.

5dd5153e15e9f91a4e70e6b8.jpg

Фото: russiatoday.com

Это было так важно из-за сурового климата и скудной природы, которые вынуждали прилагать больше усилий, чтобы раздобыть пропитание. Наличие «оленного счастья» упрощало эту задачу. На фоне сурового бытия красота и другие достоинства невесты имели намного меньше значения.

Свадьбы играли зимой, когда жители посёлка были свободны от промысловых работ. В брак чаще всего вступали после 20 лет, а невеста нередко была старше жениха. Перед «оформлением» отношений молодые должны были обучиться некоторым хозяйственным навыкам. Юношам полагалось уметь убить и освежевать дикого оленя, а невесте – шить яры (высокая зимняя обувь).

shutterstock_1038292474.jpg

«Колдовское» сватовство

 
В сватовстве, помимо жениха и его отца, также участвовали несколько родственников. Часто невеста была в курсе готовящегося мероприятия. Причём во время этого обряда девушка могла быть и дома, но чаще всего уходила, чтобы её никто не видел.

Сначала сват и отец юноши угощали всех водкой, которую привезли с собой. После этого к родителю девушки обращался сват, прося выдать её замуж. На роль свата зачастую выбирали того, кто в той или иной степени владел искусством колдовства, умел внушать и убеждать, вести «церемонию» так, чтобы получить положительный ответ. Ему нужно было грамотно хвалить жениха, но и быть учтивым с его будущим тестем.

В этом нелёгком деле ему помогала сисса — сестра отца жениха.

Олений язык и бобровое мясо

 
Пока шли переговоры, жених не входил в дом — его звали родители невесты, если та отвечала согласием. По правилам сначала он здоровался с ними, а уже потом с будущей женой.

После юноша и девушка переодевались в праздничные платья: он надевал новую суконную юпу (традиционная верхняя одежда у саамов), а она – белые юпу и каньги (низкие зимние сапоги). Свадебный печок (верхняя зимняя одежда со стоячим воротником, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу) также был выполнен в светлых тонах.

Затем будущий муж подходил к невесте и приветствовал ее «правильным» поцелуем, касаясь не только губами, но и носами (если не приложить нос к носу, то поцелуй считался «ненастоящим»), и преподносил ей изысканные, по его мнению, подарки: олений язык и бобровое мясо, а также платок и кольцо. Если девушка была согласна выйти за него замуж, то принимала дары, а если нет – бросала ему обратно.

shutterstock_514867369.jpg

Смотренье, или рукобитье

 
Последним этапом сватовства было смотренье, или рукобитье, возвещающее о скреплении брачного договора. Иногда его проводили сразу же, когда родственники жениха и сват впервые приезжали к родителям невесты. Чаще всего это случалось, если юноша был из удалённого поселения. В иных случаях рукобитье проходило в следующий визит сватов.

В давние времена для этого был целый ритуал: шуточное похищение женихом невесты. Позже оно сменилось «битьём» друг друга по рукам отца невесты и свата, что означало, что брак заключён. Между договором и свадьбой обычно проходило от двух недель до нескольких месяцев.

Юноша готовил подарки родителям будущей жены, её братьям и другим родственникам. Причём подарки были довольно дорогими: олени, меха, украшения и утварь из серебра, деньги. Иногда платой была служба тестю в течение года, но уже в XIX–XX веках эта традиция сошла на нет. Всё это играло большую роль при выкупе невесты и возвращалось равными по стоимости ценностями – «отдарками».

shutterstock_2142965041.jpg

Но в XIX веке и этот обычай постепенно исчез, сменившись простым одариванием невесты, а родственникам и родителям стали очень редко что-либо презентовать.

День свадьбы

 
Накануне дня свадьбы, который назначался сразу после рукобитья, в родительском доме невесты собирались все родственники с обеих сторон, а жених раздавал подарки. Все, кто приходил, приносили с собой еду, из которой готовили блюда для праздничного стола.

По традиции застолье устраивали в доме невесты. Гости могли полакомиться разнообразно приготовленной олениной, оленьими языками, грудинкой и рыбой, в том числе сёмгой. Пить предпочитали чай и водку.

После свадьбы молодожёны жили в доме тестя и тёщи ещё несколько дней, а затем перебирались в своё жилище.

В наши дни

 
Современные саамские браки заключаются по решению самих молодых, которые, как правило, знакомятся на танцах, во время народных гуляний и других мероприятий. Время года для проведения торжества теперь роли не играет, а возраст оформления отношений в среднем варьируется между 20 и 25 годами.

shutterstock_700655122.jpg

Несмотря на то, что молодожёны стараются жить отдельно, до сих пор сохраняется традиция проживания новоиспечённой семьи в доме невесты несколько дней. Бывают и случаи, когда пожилые родители сами переезжают к замужним или женатым детям.

Рекомендации

Камни, куклы и зубы животных: гид по саамским оберегам, актуальным и в наши дни